В повседневной жизни мы часто говорим: «ум», «сердце», «душа» и др. Используются эти слова и в различной духовной литературе. Конечно, эти термины нельзя назвать научными, но эмпирически каждый понимает (чувствует), что свести столь разные проявления человеческой внутренней деятельности к простому объяснению: «все это — лишь работа мозга» — слишком редуцированный подход. И хотя благодаря изучению работы мозга проясняются некоторые физиологические процессы внутри нашего организма, но остаются открытыми множество вопросов о духовных процессах, свести которые к «физике» никак невозможно.
Мозг
Что бы там ни было, даже если рассмотреть один лишь мозг, то в нем, как известно, есть восемь отделов с множеством частей (участков). За мышление, положительные и отрицательные эмоции, чувственное восприятие, координацию, память, принятие решений и т.д. отвечают разные его участки. Есть даже целая «эмоциональная карта мозга», показывающая, каким отделом и что мы чувствуем (вины и стыд — височные доли, страх и гнев — миндалевидное тело и т.д.) В этом смысле можно, конечно, говорить о том, что все это «делает» мозг. Но с таким же успехом мы могли бы сказать, например, о работе ног: они и идут, и бегут, и танцуют, и прыгают, и выполняют йогические или акробатические упражнения, и много других всевозможных операций. Да, все это делают одни и те же ноги, но как эти действия различны! И причастен к этому не только мозг, но и, например, физическое сердце. Так, когда мы бежим, увеличивается частота сердечных сокращений, учащается дыхание и т.д. А когда мы испытываем страх, то сердце опять же учащенно бьется, повышается артериальное давление, меняется состояние мышечного тонуса, и все тело может дрожать.
Конечно, можно сказать, что это мозг, в частности, лимбическая система («рептильный мозг»), даёт команду и телу, и сердцу, и выделению гормонов, таких как гормон страха адреналин или гормон смелости норадреналин, вызывая реакцию «бей или беги». Но каким образом мозг понимает, что в данной ситуации нужно испытывать страх, в другой ситуации — любовь, а в третьей, например, разочарование или тоску? Нельзя же говорить, что это сам по себе мозг боится, тоскует или что это кора головного мозга испытывает более высокие эмоции, например, любовь?
И еще — когда человек испытывает любовь, во всем его теле происходит множество изменений. И та область, с которой эти изменения начинаются — вполне может оказаться не мозгом. Почему любовь не может начинаться с сердца? Например, мы касаемся любимого человека — взглядом, руками, губами, и не исключено, что импульс сначала идёт в сердце, и именно оно посылает вибрации мозгу?
Однако даже в этом случае само по себе чувство начинается вовсе не в мозге. Есть нечто, что функционирует за пределами мозга, и что можно обнаружить лишь при взгляде внутрь себя, то есть при медитации. Пусть даже когда мы испытываем страх или любовь, в мозгу происходят различные реакции, все же остаётся открытым вопрос, каким образом мозг понимает, что конкретно надо чувствовать в той или иной ситуации? И на этот вопрос невозможно ответить, игнорируя тему души или атмы.
Но эта тема — философская, а не научная, и вряд ли когда-то наука сможет дать на неё ответ (далее мы поймём, почему). Задавать вопрос о душе ученому — равнозначно тому, чтобы задавать вопросы о физиологии, скажем, музыканту, а физика спрашивать о психологии. Тема души — философская. И не просто философа-теоретика, но философа-практика, который способен обнаружить душу с помощью медитации.
Я — Есть, Душа
Внутри нас есть некая сущность, которую мы ощущаем как «я», чувство чистой бытийности: «я есть». И это «я» внутри тела может (в качестве инструментов для определенных целей) использовать органы чувств и перемещаться по желанию в любую часть тела. Это «я» находится не только в мозге. «Я» может чего-то хотеть или не хотеть, ему может что-то нравиться или не нравиться, оно может делать выбор того или иного образа жизни. «Я» способно контролировать по своему желанию все тело, все его функции. Так, йог в своих йогических практиках может достичь такого уровня контроля, когда он по желанию останавливает сердечную деятельность и дыхание. Тело повинуется этому «я», или душе.
Но внутри тела душу найти не удастся, потому что она не материальна. Ее невозможно увидеть ни глазами, ни с помощью микроскопа.
Восточные философы и медитаторы утверждают, что у «я» нет никаких характеристик: ни формы, ни размера, а также вкуса, цвета, вибраций и т.д. А раз так, его конечно же не увидишь и не услышишь. Его можно только осознать внутри себя как центр, как нерушимую основу, стержень для всего остального комплекса, который мы называем собой и который вокруг этого центра разворачивается.
Вообще, если считать, что мозг — главный управляющий центр в нашем теле, что мы — это мозг, то точно также мы можем сказать, что мы — это душа. Это будет просто название одного и того же разными терминами. Но вопрос в том, если мы — это мозг, почему все остальные части тела и органы чувств сотрудничают с ним? Почему они подчиняются командам мозга? Если это именно мозг формирует те или иные желания и отдаёт команды другим органам, получая стимулы извне, от органов чувств, испытывая счастье или страдание — то это означает, именно в нем заключено то, что философы называют душой. Однако так ли это?..
Можно ли увидеть душу?
Подобно тому, как в физическом теле есть множество анатомических частей и органов, и его «центр управления» — мозг, точно также есть «анатомия сознания», центральная часть которой — невидимая душа.
В действительности, некоторые субстанции имеют в науке свои названия, но их невозможно воспринять органами чувств. Возможно ли увидеть, скажем, воздух? Под микроскопом мы различаем газы, входящие в его состав — кислород, углекислый газ, азот, аргон, гелий и др., сам же воздух невидим. Воздух доступен лишь осязанию — например, при его движении, когда он становится ветром, или когда мы сосредотачиваемся на вдохах-выдохах, то чувствуем его касание слизистой оболочки носа. Для восприятия же пространства вообще нет никаких органов чувств. Мы можем только предположить наличие некого пустого пространства, где все находится: от элементарных частиц до макрообъектов. Однако мы не можем его видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус, касаться. Никто из ученых не видел пространства, но все знают, что оно есть. Знают это благодаря расчетам, логике. Поэтому утверждение, что души нет, потому что мы ее не видим, — неубедительная и не научная логика. Как мы объясняли на примере пространства, многое из реально существующего невидимо нами.
Как ученый может понять, даже заглянув внутрь мозга — что человек чего-то желает? Какие есть научные доказательства, посредством которых ученый скажет: вот, смотрите, это мозг желает!?… Учёный знает, что у человека есть желания, только на основе своего личного внутреннего опыта и опыта других людей. Или вот наша рука движется, и кто-то со стороны скажет, что рука движется сама. Однако команду руке дает мозг. Но кто/что дает команду мозгу, инициирует его? В мозгу можно увидеть какие-то реакции, функционирование тех или иных отделов, выделение гормонов и др., но как понять, что мозг именно думает, любит, испытывает страх и т.п.? Это чистое предположение, ни на одном гормоне не написано, что это гормон любви, и ни один из них не дает никаких конкретных объяснений.
И ещё — независимо от того, какие в мозгу происходят явления, разве и без них непонятно, любит ли человек, грустит или ненавидит? Для чего вскрывать мозг или другие органы, чтобы понять происходящие при этом физические процессы и химические реакции? Да, учеными движет жажда познания, и они уже многое поняли о деятельности мозга. Но что стоит за ним — до сих пор неизвестно. Сознание человека продолжает оставаться тайной, требующей разгадки. И отсутствие души — еще не научный факт, ученые сами признаются, что пока не обнаружили ее. Однако большая вероятность, что этот невидимый объект так и останется невидимым нам, подобно тому, как невидимо же, как невидимо пространство. Философы же, познавшие душу, уже дали ответ: органам чувств неподвластно восприятие души.
Думает, чувствует, желает, принимает решения, действует, познаёт, получает опыт — Душа?..
Человек может думать и может чувствовать. Это каждый знает по своему собственному опыту. Любовь — не просто химический процесс, хотя ее и сопровождает несколько типов эмоций в мозгу: вожделение, страстное влечение, привязанность и др., каждой из которых них соответствуют специфические химические реакции. Но последовательность этого процесса начинается вовсе не на физическом уровне.
Вот мужчина встречает двух женщин. В его памяти возникают воспоминания, связанные с ними. И только после этого к одной он ощущает любовь, а к другой — ненависть. Почему такая разница? Мужчина просто посмотрел на ту и другую. Неужели он испытал это из-за того, что выделились какие-то гормоны? Нет, сначала мужчина, на основании всех имеющихся в его памяти воспоминаний и другой информации, осознал, принял своего рода решение (часто момент его принятия не вполне осознаваем): эту женщину я люблю, а эту — ненавижу. И только этого началась физическая реакция, выделение гормонов и т.д. То же самое и со страхом: пока человек осознанно или бессознательно не решит, что данная ситуация представляет для него опасность — не начнётся синтезирования адреналина или норадреналина в надпочечниках, сердце не станет учащенно биться, его конечности не задрожат и он не приступит к действиям «бей или беги».
Принятие решения — не химический процесс. Принимает решение «некто» внутри нас, то «я», которое мы не можем видеть. Оно «собирает» вокруг себя все другие разрозненные элементы, которые в комплексе мы называем «собой» и которое ощущаем как единое целое: тело, чувства, ощущения, ум, память и др. Оно находится в самом начале, истоке процессов сознания, происходящих внутри нас. Именно оно желает, принимает решения, познаёт и получает опыт. Но смогут ли когда-нибудь в будущем ученые обнаружить и доказать его существование — вопрос пока остаётся открытым….
(продолжение следует)
Автор: Юлианна Апостол